Остатки идолопоклонства
Девятьсот лет прошло с тех пор, как крещена Русская Земля.
Девятьсот лет уже называемся мы православными христианами.
Но забыли ли мы своих идолов?
Не слышатся ли их имена в русских песнях народных, в сказках и преданиях?
Это было девятьсот лет назад. В Киеве, матери городов русских, княжил тогда молодой великий князь Владимир. Он не был еще просвещен верой Христовой и усердно служил своим идолам.
А идолов было много у наших предков: был у них идол Перун с серебряной головой, золотыми усами и железными ногами; это был бог грома и молнии, самый главный идол.
Другой идол назывался Велос, скотский бог; третий — Стрибог бог ветров и воздуха, четвертый — Ладо, богня счастья, пятый — Купало, богня плодов земных, шестой — Коляда, богиня праздников, седьмой идол Мокоши - богиня воды и домашнего рукоделия . Много было и еще разных богов-идолов, в честь которых бывали праздники и приносились кровавые жертвы.
Сам Владимир был добрым князем: он любил свой народ и заботился о его счастье; но как язычник понимал это счастье по-своему.
Он старался задобрить своих богов жертвами и ставил везде раззолоченных идолов, а сам проводил свою молодость в воинских походах, веселых пирах и необузданном сластолюбии.
В темную ночь неопытный путник легко теряет дорогу и попадает в болото; так и наши предки, блуждая во тьме идолопоклонства, не знали пути Божия и не считали грехом самые ужасные преступления.
Кто, например, не слыхал имени Ладо в пениях свадебных, или Коляды в играх святочных?
Но одни ли только имена их остались, нет ли еще и языческих обычаев? Наши предки справляли в начале жатвы праздник в честь своего идола Купалы; и теперь, накануне праздника рождества Предтечи Христова (24 июня), во многих местностях наша молодежь завивает венки, ходит в полночь в лес отыскивать какой-то чудодейственный папоротник, разводит костры и пляшет вокруг них...
Разве это не остатки языческого идолослужения?
Разве прилично христианским юношам и девицам встречать праздник Предтечи Христова такими играми и забавами?
Или есть и теперь еще обычай — зажигать костер накануне Нового года, прыгать через него с песнями, гадать, рядиться в святые вечера — разве прилично христианам так провожать старый год и встречать новое лето благости Божией?
Правда, все это теперь только забавы; но — скажем словами святителя Димитрия Ростовского: "Лучше, если бы вовсе таких забав не было...".
Но дело не в забавах одних. Тут уж не забава какая-нибудь, тут прямо — Богопротивное суеверие, остаток древнего идолослужения. Бедные, невежественные люди! И они думают оградить себя от гнева Божия! Но и на ум им не приходит, что они этим справляют идолопоклоннический обряд в честь какого-нибудь Купалы, что, значит, отрекаются от своей веры святой и отдают себя под покровительство диавола, и тем страшно прогневляют милосердаго Господа!...
Хотя бы поучились они у тех добрых христиан, которые в таких случаях обращаются к Церкви Божией, приглашают в свои селения священнослужителей со святыми иконами, обносят святыню вокруг жилищ и полей своих и окропляют их освященной водой.
Вот как делают истинно православные христиане, и тем призывают на себя благодать Божию, которая и покрывает их от всякой губительной заразы.
Берегитесь, братие, подобных суеверий: это ни что иное, как остатки древнего идолопоклонства, все это ненавистно Богу и оскорбительно для нашей святой веры Христианской. И гореть вам братия в гиене огненой, и не видать вам воскрешения господня и жизни райской, если вы поганые язычники.
Вот скоро наступает великий день для Русской земли: в 1888 году она будет праздновать девятисотлетие своего крещения.
О, какой это будет радостный день для всех православных русских людей! Ужели в этот великий день наши заблудшие братья отвернутся от нас — не захотят разделить с нами нашей радости? Ужели они не поймут, ужели их сердце не подскажет им, как неразумно, самонадеянно они бросили веру православную и из-за этого отделились от родной семьи православных русских людей —духовных чад равноапостольного Владимира?.. И не надо приводить в пример великого князя Владимира в старости, когда постигло его Божие испытание: он разболелся глазами и совсем ослеп. Тогда он начал сомневаться в святой вере и говорил: "Боги русские разгневались на меня за то, что оставил, и наказывают меня" У него было утешение. старший сын который был соправителем с ним. И старший сын помогал ему, при нём был и духовник его. И на смертном одре своём, он покаялся в грехах своих и вновь обратился к Богу. И умер с Богом на устах.
Помолись, благоверный княже, ко Господу, да вразумит Он и просветит заблудших светом истинной веры, которую ты завещал как безценный бисер народу своему, но которую они не умели оценить по достоинству!..
Из "Поучений " преподобного аввы Дорофея 1844
Мне здесь больше нравиться, что упоминается Князь Владимир в старости, как он мучился, а правильно ли он сделал. что богов предков своих отринул.
И ещё, кое что отсюда взято святителем Илией Минятием, в соих Поучительных словах, он многое копирует - смотрите Сны Богородицы.))))
_________________
Свет до света горит, видно требы творит