Слышали ли вы и тамплиерах и их проклятии?
Тамплие́ры (фр.
templiers от «temple» — храм, «
храмовники») или
Рыцари Христа и Храма Соломона (лат.
Templique Solomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода
[1]. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции банкира, хотя главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке.
Однако в 1291 году христианские поселенцы были изгнаны из Палестины мусульманами, а тамплиеры, чтобы сохранить орден, почти полностью переключились на ростовщичество и торговлю, накопив значительные материальные ценности, и тем самым вызывая зависть королей и папы.
В 1307—1314 годах члены ордена подвергались арестам и жестоким преследованиям со стороны римско-католической церкви, крупных феодалов и королей, в результате которых орден был упразднён и распущен папой Климентом V в 1312 году.
По поводу численности Ордена в историографии существует тенденция,
которая преувеличивает число его последователй: Вильке считал, что в
Ордене около 15 000 рыцарей; Цеклер — 20 000 рыцарей; Мальяр де Шамбюр —
30 000 рыцарей. Все эти цифры слишком велики и не соотносимы с
количеством рыцарей, участвовавших в войне Филиппа IV с Орденом: во
Франции было арестовано 538 рыцарей, на Кипре — 75 рыцарей, на Майорке —
сражались 25 рыцарей, и все были повержены. И Франция, и Кипр, и
Майорка были отдельными наставничествами Ордена. Очевидно, и историки
переносят численность самого Ордена, в целом, на количество рыцарей в
нём.
Великие магистры ордена тамплиеров
- Гуго де Пейн (1119 — 24 мая 1136)
- Робер де Краон (июнь 1137 — 13 января 1149)
- Эврар де Бар (1149—1152)
- Бернард де Тремеле (июнь 1152 — 16 августа 1153)
- Андре де Монбар (1153—1156)
- Бертран де Бланфор (1156—1169)
- Филипп Наблусский (август 1169 — апрель 1171)
- Одо де Сент-Аман (1171 — 8 октября 1179)
- Арно де ла Турружский (1180 — 30 сентября 1184)
- Жерар де Ридфор (1185 — 4 октября 1189)
- Робер де Сабле (1191 — 23 сентября 1193)
- Жильбер Эраль (1194—1200)
- Филипп де Плессье (1200 — ноябрь 1209)
- Гильом де Шартр (1209 — 26 августа 1219)
- Пьер де Монтегю (1219 — 28 января 1232)
- Арман де Перигор (1232 — 17 октября 1244)
- Ричард де Бур (1244 — 9 мая 1247)
- Гийом де Соннак (1247 — 11 февраля 1250)
- Рено де Вишье (1250 — 20 января 1256)
- Тома Берар (1256 — 25 марта 1273)
- Гийом де Боже (13 мая 1273 — май 1291)
- Тибо Годен (август 1291—1293)
- Жак де Моле (1293 — 13 октября 1307)
Легенда о проклятииСогласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд Филиппа IV, хранителя печати Ногаре
и Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически великий магистр
неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ,
произносит:
[источник не указан 190 дней]<blockquote style="float: none; padding: 3px 15px; border: thin solid rgb(224, 224, 224);">— Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние
минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать
истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к
вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление,
но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях,
которые с таким вероломством приписывают нашему ордену. Я говорю, и
говорить это вынуждает меня истина: орден невиновен; если я и утверждал
обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных
пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я
знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от
своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может
заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая
мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от
сделки…
</blockquote>
Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую
справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий
Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание
умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля,
последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является
характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в
разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах.
Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового
времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.
Таким образом, Божий Суд из испытаний раскалённым железом, кипящей
водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела
перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика
такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько
примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в
вызове великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно
практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков
создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и
послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных
магических практик.
Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме
папу, короля, Ногарэ и всё их потомство на вечные времена, предрекая,
что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.
Здесь-то и начинается самое загадочное. Чуть более чем через месяц
(20 апреля 1314 года) от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался
папа Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де
Ногарэ
[8]. В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый.
Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили
«проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли
один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив потомства. Со
смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.
Как ни странно, но и это ещё далеко не всё. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Иоанн Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошёл с ума.
Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все
последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих
II (1547—1559) погиб на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от
усердного лечения, Карл IX (1560—1574) отравлен, Генрих III (1574—1589)
убит фанатиком.
И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на
себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа
убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции.
Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской
башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников,
после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул
на помост, окунул руку в кровь мёртвого монарха и показал её толпе,
громко крикнув:
— Жак де Моле, ты отмщён!
[источник не указан 190 дней]Не меньшие бедствия постигли и «проклятых» пап. Едва кончилось
«авиньонское пленение» — началась «схизма»: двое, а то и трое пап,
избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме
друг друга. Не успела закончиться «схизма», началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин
свели на «нет» влияние «апостольских наместников» в центральной Европе,
а Великая революция 1789—1799 годов вырвала из-под власти пап и
Францию.
Следует отметить, что ещё на заре своей деятельности орден в глазах
современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма
подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии.
Считалось, что тамплиеры связаны с тёмными силами. В 1208 году папа
Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их
«нехристианских действ» и «заклинания духов». Кроме того, легенды
утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении
сильнодействующих ядов.
Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард
II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи.
Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно,
Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили своё название, став рыцарями Христа.
Под таким названием орден сохранился до XVI века. Корабли ордена
плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами
плавал в Индию Васко да Гама.
Рыцари Ордена Храма были профессиональными военными и одними из
лучших в Европе финансистами. Вызывает некоторое удивление лёгкость
ареста тамплиеров во Франции. Ворваться в замки и спокойно арестовать
более ста рыцарей — профессиональных военных — невозможно. Дело в том,
что на протяжении всего 1307 года
стоял вопрос между Папой и королём Франции и Великим Магистром Ордена о
снятии различных обвинений с Ордена. Магистр сам требовал суда для
оправдания Ордена, однако никто и предположить не мог, что всё
произойдёт таким образом: предадут. Возможность поправить свои
финансовые дела и подтолкнула Филиппа IV к процессу изгнания Ордена.
Очень большое внимание уделяют исследователи вопросу о сокровищах тамплиеров.
При этом не учитывается, что в то время доходы чаще шли в натуральной
форме, а не в денежной. Таким образом, тамплиеры получали
сельскохозяйственные продукты, которые в своём большинстве шли на
благотворительные цели. Значительных денежных сумм у тамплиеров в
октябре 1307 года скорее всего не было — они готовились к проверке,
следовательно произвели все расчёты. Это объяснение не претендует на
абсолютную полноту, но, возможно, немного уточняет этот вопрос.
Имущество Ордена после его упразднения подверглось широкому
разграблению со стороны не только духовенства и королей, но и частных
лиц.
На официальную историю Ордена накладывается много противоречий и
нелогичностей. Не подлежит сомнению одно: согласно своему официальному
Уставу Орден является католическим. И нет никаких свидетельств, которые
могли бы это опровергнуть.
Наиболее яркие слова о последствии падения рыцарей Храма принадлежат
Чарльзу Уильяму Гекерторну: «С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство,
крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар.
Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый дух.
Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашёл
холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильная, и Тамплиеры
первые пали под жёсткими ударами Запада, стремившегося возмутиться
против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в
нём, управлял им и притеснял его».
[11] Отражение в культуре
- С разгрома ордена, следствия над рыцарями и проклятия Жака де Моле начинается серия исторических романов Мориса Дрюона «Проклятые короли».
- Тема тамплиеров — одна из основных в романе Умберто Эко «Маятник Фуко».
- Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» и его экранизация.
- Серии компьютерных игр Broken Sword: The Shadow of the Templars, Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned, Knights of the Temple 2 и Assassin's Creed.
- Культовая компьютерная игра Deus Ex, в которой тамплиеры являются одной из сил, стремящихся к мировому господству, наряду с иллюминатами и искусственным интеллектом.
- Компьютерная пошаговая стратегия — Sid Meier’s Civilization III: Conquests —
содержит Орден крестоносцев (Knights Templar) в списке Великих Чудес
света. Основной игровой эффект — производство через каждые 5 ходов
уникального военного юнита — крестоносца (crusader).
- Множество песен шведской power metal группы HammerFall
посвящено сражениям, походам, боевым гимнам тамплиеров и борьбе за
справедливость, а сценический имидж группы включает в себя кожаные
«доспехи».