КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА

ВСЕ И ОБО ВСЁМ
 
ФорумПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Ай, да Баба Яга!

Перейти вниз 
Участников: 3
АвторСообщение
vedeya

vedeya


Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeПт Май 18, 2012 7:44 pm

Решила открыть данную тему, думаю она многим форумчанам будет интересна. Наши предки-пращуры были умными и дальновидными людьми в легендах, в преданиях, в сказках/сказах, в загадках, в пословицах они зашифровали для нас свои послания и знания. Так давайте общими усилиями их расшифруем или попытаемся расшифровать, попробуем «склеить» драгоценный сосуд знаний. Подчас знания лежат под ногами, - говорят старые люди, - давайте их поднимем!
Я более 3-х лет копаюсь в этнографических записках, многое удалось найти, понять, что-то расшифровать, готова поделиться с вами, поэтому всех приглашаю к диалогу.
Решила начать разговор с легендарной Бабы Яги, много ли мы о ней знаем? Думаю нет, я для себя много нового о ней открыла.
Первоначально хочется обратиться к этнографическим запискам. Очень ярко представил образ Яги замечательный этнограф М. Макаров, ниже привожу текст из его трудов: «…Глубока та древность, из которой вышла она к нам, на святую Русскую землю! Ай, да Баба Яга! Но вот о ней предание, которое так или сяк, а сохранилось на русском люду, почитай везде, почитай всюду единогласно: Ягайя – Баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой, она – вечная старушка, и старушка – пугало, проказница, какой другой не скоро найдёшь! И если ты русский, то познакомься с нею ближе: она приветлива, она услужлива. И вот, всякий из наших молодцев, покрайней мере, из сказочных, не выходил от Яги – бабы без толку: Ягайя – баба всех наводила на путь, всем указывала дорожку к невестам. Вот такая был Яга-баба. Найди же теперь другую бабу такую же!
Полвека назад, или, может быть, больше, простой русский народ ещё очень верил тому, что её всякий найдёт в лесах дремучих, непроходимых, соединяющих Русскую землю с какими-то чудными, неведомыми Царствами, или словом: с подсолнечными Королевствами и тридесятыми Госудраствами. Там он, наш народ русский, мастерски отыскивал бабину избушку, простую, тесную, в которой хозяйка леживала, растянувшись из угла в угол. Сказывали, что её нос упирался в потолок и проч. Старушонка была очень не смазливая…
Самой странной архитектуры была её избушка, она страивалась на курьих ножках и, как будто рассерженный петух на гуменном току, повёртывалась то туда, то сюда. Вертелась она, будто топотала на одном месте……Кружение избушки, без доброго, вестимого словечка никогда не прекращалось: этот лесной индейский петух токовал вечно и, чтобы остановить его, то должно было сказать непременно: стань ты к лесу задом, а ко мне передом, и вот тут избушка тотчас останавливалась, и желающий тотчас входил в эту избушку. При встрече нежданного гостя, Баба-Яга, пробормотав себе под нос что-то своё, для неё необходимое, всегда принимала гостя приветливо, а особенно русских; их она узнавала по какому-то духу, может быть, по отважности, по той славе, которая так давно твердит, что только русскому всякое море по колоно….
И в вопросах, и в ответах Бабя-Яги крылось какой-то таинство, намётки, и потому – то она, увидевши русского человека, обыкновенно приговаривала: «доселева Русского духу и слухом не слыхивано, и видом не видывано, а нынеча, Русский дух в очью совершается!»…..
Русский простолюдин иногда ещё боится Бабы-Яги: он, по какой-то наследственной привычке, стращает ею своё дитя, и – упрямец-дитя покоряется страшному. Бабою-Ягою, тот же простолюдин, в запальчивости, величает свою сердитую половину и каждую злую бабу, а эти, и всякие русские бабы, в свою очередь, охотно ещё слушают всякую сказку, и почти уверены, что бывали когда-то, да и есть ещё такие царевичи, которые и в настоящее время, в их невестимых странствиях: то волею, то неволею, а натыкиваются на Ягойю. Верят добрые люди и тому, что каждый простосердечный до Ягойи – Бабы может быть доступным. Стало быть: она существо кроткое, когда так она любит простосердечных, так почему же она - пугало для детей? Зачем же она их так таскает? До детей добрых её нет дела; но дети упрямые, непослушные, которые бегут на улицу, без спроса у родителей, все её жертвы! Заметим про себя, что улица и в песне, и в сказке русской – большой свет наших простолюдинов. Так зачем же туда ходить детям без спроса?....
Баба-Яга, по свидетельству наших сказочных преданий, не одна на белом свету. У неё есть сёстры; вы пришли к ней, и она вас провожает вас от одной сестры до другой, всякий путь ей известен так же, как собственные уголки её избушки. Притом, вообще все Бабы –Ёги очень хорошо читают в будущем, они вам всё будущее выложат гладко, начистоту!...Это сивиллы.
Не знаю, были ли которая из наших сивилл в законном супружестве, и не знаю, какой бы охотник на них женился; но одна сказка передаёт нам, что была Яга-баба, у которой было три дочери, и - эти-то дочери, страшно и подумать: помогали ей приготовлять в пищу детей и простосердечных!....
Ягайя-Баба живала над трубежами около наших Переславлей, или Переяславлей… - А теперь, смотрите, где жила она: и во Владимире, и в Калуге, и в Рязина, и в Туле, и в Ярославле; ни там, ни сям никакое дитя не выбижит на улицу, коли пригрозят ему: нишни, нишни тебя унесёт злодейка Ягайя – баба! Дело кончено: ребёнок ни вон из избы!
Когда-то Рязань именовалась Переславль. Трубеж – рукав реки, озера, может быть моря. В Переславле – Рязанском ещё кой кто сказывает, что при Трубеже поклонялись Бабе – Яге, также поговаривали, будто бы бабы рязанские своей одеждою походят на Ягу-бабу…».

В записях М.И. Без-Корниловича "Исторических сведениях о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" встречается информация о предании, записанном в Беларуссии: "…За рекою, Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги"...».
Из преданий, записанных М.И. Без-Корниловичем и М. Макаровым можно предположить, что Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун и капище ей ставили на воде или около воды, что указывает на её связь с водой.
В Ярославской губернии бытовало народное верование, будто Баба-Яга живёт с дочерью Маринкой на болоте, в лесу (в доме «на куриных ножках, на веретенной пятке»). Она мохнатая или косматая. Одежда на Бабе-Яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядёт, сидя на брусе». Баба-Яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьёт, чтобы шибче бежать».
А вот из труда В. Даля «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация» 1845 и 1876 гг., 2-е изд. — 1880 г.), который пишет: «…Стоит яга, во лбу рога; Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у неё местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу….».
Из труда М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия» (1880 г.): «…Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе и пестом след заметает, говорит грубо. Когда Баба-яга дома, она проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет кота. Вообще, о Бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм…».
Из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» (изд. 1890-1907 гг.) читаем: «Баба-яга (польск. — jędzi-baba; словак, — jezi-baba; чеш. — jezinka; галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. Баба-Яга, в сказках, является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям/сыновьям ветру, месяцу и солнцу; злой старухой, с костяной ногой, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. В Богемии грозовые тучи называются "бабами", так, говорят: "Поднимаются бабы — быть грозе"; северо-восточная часть небосклона называется по-чешски "báby kont" — угол "бабушек", потому что отсюда обыкновенно начинается непогода. В доисторическое время, баба у славян была божеством света; "Златая Баба" — луна южных славян; она приходилась, по мифу, теткой "Святовиду" — воплощению солнца, живительной силы солнца, но противоположная ему по качествам, представляя томление и смерть природы. В юго-восточных степях южной России исследователи находили женские фигурки в виде каменных кумиров в сидячем положении. Некоторым горам и скалам довалось название - бабьи горы, в смысле языческом и богослужебном, говорит Длугош "Baba mons alussimus herbas mulfegeras germinans et Oppidi Zywiec imminen", например, Скала Татры в Карпатах, называлась Бабьей горой, в значении обнаженной вершины, то есть "Лысой горой"; оттого обнаженные скалы в Далмации. — "Bebiimo ntes", Бабьи горы и "Baba Sichrowska" (Viehrover Berg)….».
Вернуться к началу Перейти вниз
Лютик Аконит
Admin
Лютик Аконит


Женщина Сообщения : 5873
Дата регистрации : 2010-06-04
Откуда : Красноярский край

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeПт Май 18, 2012 10:51 pm

pig Crying or Very sad Crying or Very sad Crying or Very sad

_________________
Свет до света горит, видно требы творит
Вернуться к началу Перейти вниз
http://www.kydesa.com
Друда (nikolajpir)

Друда (nikolajpir)


Женщина Сообщения : 280
Дата регистрации : 2010-09-27
Откуда : Украина

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeСб Май 19, 2012 3:20 am

vedeya, тема очень интересная.
Приблизительно пару лет назад на украинском телевидение вышел док. фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=sLGN7e3pSbE

Конечно там есть тексты на украинском языке, но в целом, разобрать смысл не сложно.
Вернуться к началу Перейти вниз
vedeya

vedeya


Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeВс Май 20, 2012 3:54 pm

nikolajpir, благодарю за ссылку на док. фильм. Посмотрела, и скажу, что образ на мой взгляд, показан однобоко. С одним согласна, она напрямуя связана с культом Великой богини и её жрицами - ведьмами. Никто из авторов внимательно не изучал фольклор, в сказках есть подсказки на оброз. Не согласна, что огонь в её печи погребальный, он очищающий! На это указывают древние ведовские обряды, например, лечение "сухотки" (туберкулёза) у детей, когда ребёнка заворачивали в тесто, сожали на лопату и отправляли в тёплую печь! Я общалась с одной женщиной, которй бабка рассказывала, что таким же образом в деревни лечили любую тяжёлую болезнь маленьких деток! Об этом мой рассказ впереди!
Вернуться к началу Перейти вниз
Друда (nikolajpir)

Друда (nikolajpir)


Женщина Сообщения : 280
Дата регистрации : 2010-09-27
Откуда : Украина

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeПн Май 21, 2012 12:51 am

Ув. vedeya, с вами абсолютно согласна. Скажу больше: мне кажется этот фильм- чисто мужским взглядом на тему, но кое-что интересное есть.
Вернуться к началу Перейти вниз
Друда (nikolajpir)

Друда (nikolajpir)


Женщина Сообщения : 280
Дата регистрации : 2010-09-27
Откуда : Украина

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeПн Май 21, 2012 1:02 am

(В предыдущем посте кнопочка на жалась и не исправить не дополнить не могу.)
vedeya , огромное Вам спасибо- Вы раскрываете тему очень подробно и интересно.
Вернуться к началу Перейти вниз
vedeya

vedeya


Женщина Сообщения : 960
Дата регистрации : 2010-06-15
Откуда : СПб

Ай, да Баба Яга! Empty
СообщениеТема: Re: Ай, да Баба Яга!   Ай, да Баба Яга! I_icon_minitimeПн Май 21, 2012 1:51 am

Взаимосвязь Бабы Яги с детьми, родами, покровительство беременным и младенцам.
Стоит обратить внимание на обращение в адрес Яги - Баба. Само слово "Баба", у славян, означало - врата новой жизни, открытие врат новой жизни, а женщину, родившую дитя, на Руси называли бабой.
Серьёзное исследование по данному мифологическому образу провёл украинский этнограф Потебня А. в своём труде «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов». Потебня пишет, что Баба Яга посылает, или приносит, на свет души детей, кормит их кашею, пока они, до рождения, живут у неё, и ухаживает за ними и после рождения их на свет, и забирает их себе (похищает), когда они умирают. Подтверждение этому находим в русской народной сказке из сборника «Сказки и предания Самарского края» под редакцией Садовникова Д.Н. под №4. Вот какое описание Яги в ней приводится: «Лежит в ней Баба Яга, из угла в угол ноги упёрла, титьки через грядки висят, маленьки ребятёнки посасывают, страшный большой железный нос в потолок упёрся».
А помогают ей в этом гуси-лебеди, которые представляются посредниками между явным миром и потусторонним. Если развить тему глубже в отношении птиц-посредников, то выделяются два вида - это гуси и лебеди. Из ниже привёденной детской потешки явно прослеживает роль гусей, которые служат посредниками душ при переходе из явного мира в потусторонний (символ смерти): «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да! - Ну летите - Не хотим! Мы (имя дитя) съедим. Гуси полетели, на головку сели (кладём ладони на свою голову). Поклевали-поклевали, (ручками клюём головку) и дальше полетели (машем руками-крыльями)».
Потебня, на основе преданий, верований, обрядов пытается исследовать образ Яги и её взаимосвязь с детьми: «…Словаки и Чехи обращаются к Ежи – бабе и Еду – бабе или просто к бабе, когда у маленького ребёнка выпадает первый зуб, который бросают через голову за печь. Русские и украинцы первый зуб приносили мышке…». Хочу привести загадку № 1555 из сборника «Загадки русского народа» составленного Д. Садовниковым, которая открывает взаимосвязь мыши с курицей: «Выходит турица/(крыса) из-под каменной горицы, спрашивает курицу/(мышь) турица: «Курица, Курица! Где ваша косарица/(кошка)? - Наша косарица лежит на печёрских горах/(печь), хочет ваших детей ловить. – Ах, горе горевать: Куда нам детей девать? Али в старую норку сажать?» /крыса, мышь, кошка, печь/. Из образов этой загадки видно, что курица тождественна мыши, а об её взаимосвязи с Ягой я буду писать ниже. Анализ верований славянских народов показывает, что источник мифологии один, на основе этого заключения Потебня предполагает, что мышь как-то связана с Бабой – Ягой, которая благотворно влияет на здоровье детей. У русских славян есть игра «Сорока-Ворона», в которую играют с маленьким ребёнком, как правила до года. Сорока-ворона деток кашей кормит, но пятому не даёт. У чехов в аналогичной игре вместо сороки-вороны выступает мышка, которая варит кашку и даёт по кусочку сыра четырём, а пятому не даёт. Такое сходство сороки-вороны и мыши вряд ли может быть случайным. Автор предполагает, что эта игра несёт глубокий сокральный смысл, который заключается в акте перехода души из потустороннего мира в явный мир. Если вспомнить игру, то не даёт кашу – пятому (мизинцу), при этом мать называет имя своёго дитя. А мизинец в славянской магии олицетворяет силу человека. Далее следуют такие слова «…Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка), Шу! На голову сели…» - это момент олицетворяет лебедей, которые переносят душу из потустороннего мира в явный. Интересную информацию по данной теме удалось подчерпнуть из этнорафических записей М. Макарова: «…Другие старушки /рязанские/ говорят, что у какой-то сороки было пятеро детушек; четверых из них волею и неволею она кормила сладкою кашкою, а пятому никогда той кашки не доставало, и потому он, пятый её детёнушек, всегда питал себя одною только студёненькой водицею, стоявшею от жилища сороки далеко, далеко за пнём, за колодою. Здесь детки доброй ведьмы-сороки чуть ли не представлены ее, а, может быть, и нашими чувствами, из которых одно чувство и всегда не худо бы питать только студёною водицею!...Самая студёненькая водица, по рассказу мамашек, находится у дитяти подле самого сердца, следовательно, при малейшем прикосновении к сердцу дитя невольно сделает какое-то движение, в нём студёненькая вода заколышет и дитя расхохочется…».
Сокральный смысл детской игры заключается в том, что когда душе пришло время родиться, сорока-ворона, через отказ его кормить, отправляет его в наши мир, через питание студёною/живою водицею, под опёку матери, что символизирует акт зачатия или рождения.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Ай, да Баба Яга!
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Золотая Баба

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА :: Кудеса Древнего Мира :: Легенды, предания, загадки, пословицы славянских народов-
Перейти: